Фильтры для автомобиля защищают мотор и другие агрегаты от негативного воздействия различных частиц и примесей. Фильтры продлевают срок службы автомобиля, в некоторой мере обеспечивают надежность и комфорт его эксплуатации.
 
Масляный фильтр
Масляный фильтр – очищает моторное масло от твердых частиц, нагара, ржавчины, которые образуются в работающем двигателе (в том числе от абразивного износа мотора и сгорания топлива). Благодаря масляному фильтру замедляется износ мотора. Масляный фильтр монтируется на корпусе масляного насоса.
 
Вид
Полнопоточный – пропускает через себя весь объем масла, поступающий с масляного насоса. Такой фильтр оснащен перепускным клапаном, который регулирует давление масла в системе смазки: при повышении (из-за засорения) он открывается, но при этом масло подается в двигатель загрязненным. В этом случае полнопоточный фильтр защитит мотор от немедленной поломки, но своей основной функции не выполнит.
Полнопоточный фильтр встречается чаще всего.
 
Частичнопоточный – пропускает через себя часть объема масла. По прямому контуру масло циркулирует от насоса к двигателю, по очистному контуру – от насоса через фильтр к мотору. Со временем через фильтр проходит все масло. Очистка частичнопоточным фильтром занимает больше времени, чем полнопоточным, но зато и качество ее выше.
 
В частичнопоточном фильтре давление не повысится из-за его засорения или выхода из строя клапанов.
 
Комбинированный – сочетает два предыдущих способа, что еще больше повышает качество очистки и увеличивает срок службы фильтра. Комбинированный фильтр используется в строительной технике и грузовых авто.
 
Конструкция
Разборный – сравнительно дешевый фильтр, обеспечивающий высокое качество очистки масла. Низкая цена разборного фильтра связана с тем, что замене подлежит только фильтрующий элемент (обычно специальная бумага). Такой фильтр менее распространен, чем неразборный и встречается в американских и немецких автомобилях.
 
Неразборный (одноразовый) – такой фильтр приходится заменять при его засорении.
 
Важно: при выборе масляного фильтра обратите внимание на следующие детали.
 
• Качественная фильтровальная бумага обеспечивает оптимальную степень фильтрации и пропускную способность фильтра. Бумага худшего качества не справится с предъявленными требованиями, следовательно, при использовании такого фильтра мотор быстрее выйдет из строя.
 
• Тонкость очистки, прямо влияющая на ее качество, должна составлять не ниже 5 мкм (фильтр задерживает частицы больше 5 мкм).
 
• Тонкость очистки противоречит пропускной способности фильтра. Найдите баланс между этими характеристиками.
 
• Рекомендуется заменять фильтр раз в 7 000- 10 000 км пробега.
Признаки некачественного масляного фильтра:
 
• открытие перепускного клапана при низком давлении – в итоге загрязненное масло поступает в мотор;
 
• негерметичный запорный клапан приводит к стеканию масла в картер (когда не работает мотор);
 
• толстая фильтровальная бумага уменьшает срок службы фильтра.
 
Замените масляный фильтр, если заметите:
 
• черный выхлоп во время подгазовки;
 
• ухудшение работы мотора;
 
• повышение или понижение давления масла;
 
• загорание лампы давления масла на контрольной панели.
 
Воздушный фильтр
Воздушный фильтр – очищает воздух, который используется мотором при сжигании горючего, от пыли, грязи, насекомых и других посторонних включений. Такой фильтр предотвращает преждевременный выход из строя двигателя, снижает уровень шума и количество выхлопных газов.
Расположение воздушного фильтра зависит от типа двигателя авто: на карбюраторных моделях фильтр ставится на сам карбюратор, на инжекторных – рядом с двигателем.
 
Вид
Бумажный («сухой») – дешевый, легкий, простой в использовании и установке. Бумажные фильтры очень разнообразны по конструкции и форме, встречаются чаще всего. Такой фильтр задерживает частицы размером до 1 мкм.
 
Бумажный фильтр применяется только раз и не восстанавливается. Стоит знать, что бумага плохо переносит влажность и механические воздействия. Ресурс бумажных фильтров составляет 10 000-15 000 км.
 
Нулевого сопротивления – разновидность бумажного фильтра, оснащенная поролоновыми вставками. Этот фильтр пропускает большой объем воздуха почти без промедления и является многоразовым. Недостаток – повышенный шум при работающем моторе. Фильтры нулевого сопротивления применяются в машинах с турбированными или форсированными двигателями (спортивные и некоторые городские авто).
 
Важно: чтобы добиться многократного использования фильтра нулевого сопротивления, через каждые 5 000-10 000 км промывайте его шампунем и пропитывайте маслом. Помните, что шампунь и масло должны быть специальными. Фильтр нулевого сопротивления выдерживает 20 промывок.
 
Жидкостной (масляный, «мокрый») – многоразовый фильтр, в котором периодически заменяется масло. Минусы: большой вес и низкие параметры очистки воздуха. Такой фильтр используется очень редко (некоторые модели грузовиков и сельскохозяйственной техники).
 
«Short ram intake» – по конструкции напоминает фильтр нулевого сопротивления и так же применяется в спортивных авто.
 
Конструкция
Бумажные фильтры подразделяются на цилиндрические, кольцевые и панельные. Кольцевые и панельные модели могут быть каркасными и бескаркасными, цилиндрические фильтры всегда оснащены каркасом.
 
Область применения:
кольцевые – предназначены для легковых авто с двигателем карбюраторного типа;
 
панельные – используются в легковых машинах с мотором инжекторного типа;
 
цилиндрические – отличаются от кольцевых фильтров большей пропускной способностью и встречаются в грузовиках.
 
Важно: выбирая фильтр, учитывайте марку, модель авто, а также тип мотора (карбюраторный или инжекторный). Если пропускная способность фильтра слишком низкая, то мотор будет испытывать недостаток воздуха, что приведет к сокращению срока его использования.
 
В среднем воздушный фильтр подлежит замене через 10 000 км пробега. Некоторые производители называют цифру 30 000 км. Срок эксплуатации фильтра зависит от местности, по которой движется авто: в мегаполисах и деревнях фильтр засоряется быстрее, чем на трассах и в небольших городах.
 
Замените воздушный фильтр, если:
 
• повышается расход горючего;
 
• наблюдается низкая динамика машины;
 
• обнаружили повреждение корпуса или подтекание масла (на «мокром»).
 
Топливный фильтр
Топливный фильтр – очищает топливо от пыли, жидких загрязнений и твердых частиц (в том числе ржавчины). Благодаря этому повышается качество горючего и предотвращается порча мотора и топливной системы. Топливный фильтр устанавливается под днище авто, моторном отсеке или топливном баке.
 
Вид
Фильтр тонкой очистки – обернут нейлоновым корпусом, который служит индикатором загрязнения. Такой фильтр улавливает частицы до 15 мкм.
 
Фильтр грубой очистки – снабжен сетчатым элементом, который задерживает частицы крупнее 0.1 мм. Используется для очистки горючего от крупных примесей.
В некоторых авто установлены сразу два фильтра, обеспечивающих повышенную очистку топлива.
 
Важно: топливный фильтр рекомендуется менять каждые 30 000 км. В то же время при использовании низкокачественного горючего, фильтр быстрее выйдет из строя.
 
Топливный фильтр подлежит замене, если:
 
• наблюдается резкое снижение мощности;
 
• мотор глохнет;
 
• увеличивается расход горючего;
 
• машина дергается при езде и подъеме в гору.
 
Салонный фильтр
Салонный фильтр – очищает воздух, попадающий в салон через кондиционер или обогреватель от посторонних частиц, выхлопных газов и неприятных запахов. Салонный фильтр находится во внутренней стенке бардачка.
 
Вид
Обычный – улавливает пыльцу, пух, пыль, сажу – реализует только механическую очистку воздуха. Обычный фильтр не защищает салон от неприятных запахов.
 
Угольный – защищает от твердых частиц, неприятных запахов и выхлопных газов. Такой фильтр снижает концентрацию токсичных веществ, попадающих в салон. Угольный фильтр обойдется дороже обычного, но будет очень полезен при езде в крупных городах или местности с сильными запахами.
 
Важно: салонный фильтр заменяйте через каждые 20 000-25 000 км. Как и в предыдущих случаях, реальная продолжительность работы фильтра зависит от условий его использования. Если автомобиль движется по пустыне или крупному городу, то ресурс салонного фильтра снизится до 10 000 км.
 
Салонный фильтр подлежит замене, если:
 
• в салоне постоянно ощущается неприятный запах;
 
• уменьшается воздушный поток через кондиционер или радиатор отопления при работе устройств на максимальном уровне;
 
• в салоне постоянно высокая влажность и запотевают окна.
 
Сажевый фильтр
Сажевый фильтр – снижает уровень сажи в выхлопе автомобиля с дизельным двигателем. Фильтр задерживает и накапливает сажу – частицы размером 10 нм-1 мкм, а затем прожигает ее. Такой фильтр устанавливается за каталитическим нейтрализатором (иногда два устройства являются единой конструкцией).
Очистка фильтра (регенерация) от сажи производится двумя способами.
 
Пассивная (450-600 °С) – благодаря температуре отработавших газов (600 °С) при работе мотора с максимальной нагрузкой. Другой вариант – путем добавки в горючее различных присадок (450-500 °С).
 
Активная (600-650 °С) – реализуется принудительным повышением температуры отработавших газов в течение определенного периода. Температура повышается путем применения электронагревателя перед сажевым фильтром, позднего впрыска горючего, дополнительного впрыска горючего на такте выпуска и другими способами.
 
Важно: сажевый фильтр рассчитан в среднем на 120 000 км.
 
Гидравлический фильтр
Гидравлический фильтр – очищает жидкость в гидравлических системах авто от твердых частиц. Такой фильтр применяется в гидроприводах, тормозных системах, гидроусилителях грузовиков и другой техники. Гидравлический фильтр улучшает работу гидравлики и продлевает срок ее эксплуатации.
 
Вид
Одноразового использования – выполняется из бумаги и стекловолокна.
Многоразового использования – изготовлен из нержавеющей стали и стекла. Такие фильтры используются до 15 раз, но они не задерживают частицы размером меньше 15 мкм.
 
Индикаторы загрязнения
Визуальный – отображает степень загрязнения разными цветами: от 75% становится желтым, от 90% приобретает красный цвет.
 
Электрический – выдает соответствующую информацию на дисплей бортового компьютера. Такой вариант удобнее, так как водителю не нужно периодически осматривать фильтр. Недостаток – зависимость от работы бортового компьютера (при его поломке такой индикатор бесполезен).
Комбинированный – сочетает предыдущие способы отображения информации о степени загрязнения фильтра. Подобный индикатор считается самым удобным.
 
Советы
 
• Приобретайте фильтры в специализированных магазинах и ориентируйтесь на известные бренды, гарантирующие высокое качество своей продукции.
 
• Выбирая фильтр, обратите внимание на прочность и герметичность корпуса. Требуйте у продавца сертификат качества.
2018-02-04